Vitaly Shlyapnikov (hat_spb) wrote,
Vitaly Shlyapnikov
hat_spb

Categories:

Литва, Калининград и Брест. Май 2013.

 




   Идея этой поездки зародилась ещё год назад, когда в подобные тёплые майские дни мы выбрались в Литву, Вильнюс и Каунас. Ещё тогда всё острее назревала мысль махнуть чуть дальше в направлении Польши и Куршской косы. В этом году свою идею мы воплотили, побывали и на Куршской косе, и в Калининграде, в который тоже давно собирались, чуть коснулись Польши (точнее говоря польской границы), а также Бреста, побывать в котором появилось желание во время большого путешествия по Беларуси в июле 2011 года. К сожалению в силу ограниченности времени эта поездка обошла Польшу, но ничего страшного, может быть в мае 2014 года мы доберёмся и до неё :) Итак, обо всём по порядку.


О маршруте.

   Маршрут спланировали следующим образом. Ключевые точки маршрута выбрали две — Калининград и Брэст, в них мы ночевали по две ночи, в качестве промежуточных ночёвок по пути в Калининград выбрали Шауляй (по отзывам приятный город с Горой Крестов), и ночёвку в небольшом литовском курортном городке Нида на Куршской косе в 3 км от литовско-русской границы, давшей нам прекрасную возможность для осмотра косы. Для дальнейшего пути из Калининграда в Брэст вырисовывались два основных варианта маршрута — через Польшу, либо через Литву и Друскининкай. Но так как мы поехали с Димой и в первый раз, заранее было не очень понятно как он перенесёт такую дальнюю дорогу, остановились на более щадящем варианте Литвы с ночёвкой в Друскининкае. Далее маршрут очевиден: Гродно, Беловежская пуща, Брест и обратная дорога домой с ночёвкой в Витебске или Полоцке. За исключением последнего пункта всё прошло чётко по нашему плану.

   В итоге маршрут получился такой: Санкт-Петербург — Псков — Шумилкино (через Изборск) — Шауляй — Паланга — Клайпеда — Куршская коса — Светлогорск — Калининград — Голдап — Гродно — Брэст — Беловежская пуща — Витебск — Полоцк — Псков — Санкт-Петербург.

   В конце поста можно увидеть традиционный трек поездки.

О границах.

   Все погранпереходы прошли без проблем, что впрочем логично для дат, которые мы выбрали. Выехали 11 мая в полпятого утра, через 4,5 часа были уже на русско-эстонской границе в Шумилкино. На нашем МАПП никого, ни очереди русских, ни латышей и эстонцев, пропечатались все втроём без задержек. У эстонцев оказались вторыми, минут 40 с дютиком в общей сложности на всё. Поганпереход на Куршской косе самый приятный из виденных мной, перед нами один автомобиль, природа замечательная, птички поют, меньше получаса ушло ;-) Самый неприятный как и ожидалось оказался русско-польский МАПП. Тут пришлось немного постоять. Два автомобиля перед нами на русской границе вылились в минут 40 ожидания, у поляков (после дютика оказавшегося кстати весьма богатым на алкогольную продукцию, и только алкогольную) были первыми. Стандартные для русско-финских погранцов вопросы куда и насколько мы держим путь поляки пополнили распросами о наличии спиртного, автомобильного топливо и попросили предъявить наличные деньги. Что такое 300 злотых для нас до сих пор остаётся загадкой, впрочем их вполне удовлетворили евро. Ну и последняя литовско-белорусская граница Друскининкай-Привалка запомнилась очень малой пропускной способностью (всего 3 колейки, одна в Беларусь, и две в Литву вместе на фуры, автобусы и легковушки). Сейчас в Привалке реконструкция, к 2014 году обещают открыть новый МАПП. Но за час была пройдена и эта последняя граница.

О качестве дорог.

   Трасса Петербург-Псков преимущественно в хорошем состоянии, реже в отличном. Есть проблемные места — поплывший участок за Рождественно (километра полтора-два) развалившейся дороги в болоте и Мшинская объездная, где как и год назад опять пошли существенные разрушения дорожного полотна, скорость 5-10 км/ч максимум. Лужская объездная — отлично, за Лугой не везде проведён ямочный ремонт (местами среди хорошей дороги неожиданно появляются глубокие и опасные ямы). Псков-Изборск-Шумилкино — отлично. В Латвии наверное самые убитые дороги даже в сравнении с российскими, но по ним вполне можно ездить, так как за ними хорошо следят! Есть участки сплошного лоскутного одеяла из заплаток, такие участки отмечены знаками "неровная дорога" с припиской например "17 км". По мере приближения к Риге дороги плавно улучшаются. В Литве покрытие несколько лучше, дороги ровнее, прямее и шире. По Куршской косе дорога приличного качества, по территории России может быть даже чуть лучше, но жутко извилистая, велика вероятность встретить живность на дороге. Не зря установлены знаки ограничения скорости 50 км/ч. При нас произошло ДТП, водитель превысил скорость, не справился с управлением, вылетел с дороги и перевернулся. Скорую вызвали, по 112 сразу соединили с Зеленоградской ЦРБ, через 5 минут медики прибыли на место, но позже из новостей стало известно, человек погиб... Не гоняйте! Но возвращаюсь к качеству дорог. В Калининграде дороги в целом весьма приличны, на уровне Петербурга (если не считать участков из брусчатки), по области тоже. Недавно открытое Приморское кольцо Калининград — Зеленоградск — Светлогорск великолепно! Не знал что в России бывают такие дороги! По две отличнейшие полосы в каждую сторону, развязки, отбойники, трасса вся освещена. Машин правда мало для такой дороги. Калининградская федеральная трасса А229 Калининград — Литва на уровне остальных дорог северо-запада. Местами достаточно узкая, кое-где с участками из брусчатки (в Черняховске например). Ближе к Калининграду участки 2+2 полосы с развязками, местами ЗАО "ВАД" ведёт расширение автодороги с 1+1 до 2+2. По Польше проехали порядка 100 км, но по второстепенным дорогам. Отличительная особенность — дороги очень узкие! Местами даже без разделительной, не приятно на таких участках особенно в поворотах разъезжаться со встречными большегрузами идущими на 70-80 км/ч. В целом качество покрытия весьма приличное. В Беларуси дороги великолепные, и крупные государственные трассы, и более мелкие, только совсем местные дорогие посредственного качества (заплатки, но ям нет). Качество грунтовок тоже на уровне, 70-80 км/ч можно идти спокойно. Платная М1 Брест-Минск-Москва для россиян теперь бесплатна, подъезжаете, шлагбаум поднимется, едете дальше. Далее по России участок автодороги в Псковской области от границы Республики Беларусь до Опочки местами очень плохо! Затем Опочка-Остров-Псков хорошо и очень хорошо. Да, в Острове за последнее время понастроили гигантское число заправок, десяток наверное будет подряд, может больше (ГПН, Лукойл, Statoil, Сургут, местные какие-то, да ещё и не по одной, с двух сторон от трассы).

О топливе.

   Заправлялись в основном только в России (при наличии канистры 10л этого оказалось вполне достаточно). Но на всякий случай по дороге туда в Шауляе мы всё-таки залили литров 5 бензина на мною любимых в Прибалтике Neste-автомат. Процедура заправки несколько отличается от отечественных АЗС (Лукойла-автомат, например). Сначала необходимо прокатать банковскую карту, ввести сумму на которую хотим заправиться, вид топлива, выбрать колонку, получить карту обратно и только потом вставить пистолет в бак. Иначе рискуем получить некорректное списание с банковской карты. После заправки возвращаем пистолет обратно в пистолетоприёмник, а если хотим получить чек ещё раз прокатываем карту.

Хронология поездки.

   Первый день выдался в значительной мере "транзитным", нам предстояло преодолеть порядка 750 км от Петербурга до Шауляя. Благодаря очень раннему выезду (чтобы часть пути Дима поспал в машине) и отсутствием очередей на границе мы уже около 15-16 часов оказались в Шауляе. Первой точкой нашей программы стала главная достопримечательность Шауляя — Гора Крестов. Гора расположена в 12 километрах от Шяуляя на дороге Калининград — Рига. Представляет собой холм, на котором установлено множество крестов. Гора Крестов не является кладбищем. По народному поверью, тому, кто оставит на Горе крестов крест, будет способствовать удача. В настоящее время на Горе крестов можно найти кресты самых разных видов: от огромных деревянных высотой до нескольких метров, до нательных крестиков, гроздьями которых увешаны более крупные кресты.

1. Гора Крестов под Шауляем.


   Ни о времени появления Горы Крестов, ни о причинах её возникновения нельзя ничего сказать с точностью. По одной из легенд у одного из жителей окрестных деревень неизлечимо заболела дочь. Ничто не помогало, и тогда отец решил установить на намоленном месте крест. И свершилось чудо — ребёнок выздоровел. Молва о чудодейственном месте распространилась по всей Литве, люди стали приходить и оставлять на горе на счастье кресты. Так, в соответствии с народной легендой, и родилась Гора Крестов.

2. Общее число крестов по приблизительным оценкам составляет приблизительно 50 тысяч.


   По приезду в Шауляй после Горы Крестов заселились в отель и сразу пошли на прогулку по городу. Шауляй — это четвёртый по величине город Литвы, крупный промышленный и культурный центр. Значимых достопримечательностей в городе я наверное не выделю, просто ухоженный и приятный для прогулок город. Подробный фотоотчёт о Шауляе обязательно сделаю несколько позже.

3. Димке очень понравился фонтан «Солнечные диски» (открыт 1 октября 2006 года, во время празднования 770 юбилея города).


4. Жили мы в отеле расположенном в частном секторе, но рядом с центром, из окна открывался вот такой вот вид на литовские грядки и огороды :-)


   Получалось Шауляй нами был осмотрен ещё в первый день поездки, так что переночевав в нашем распоряжении оказалось незапланированно больше времени. В результате чего мною было принято решение по пути на Куршскую косу заехать в Палангу. Паланга является сугубо курортным городом на Балтийском море и казалась в мае не особенно интересной для нас. Однако на практике вышло несколько иначе. Приятная пешеходная улица, чистый песочек и море оставили позитивное впечатление о городе.

5. Широкая пешеходная улица Йонаса Басанавичюса, главная туристическая артерия города, множество кафе и ресторанчиков, сувенирки.


   Однако впечатление о городе подпортил один момент. К моменту приезда в Палангу мы всё никак не обеспокоились обменять деньги на литы, а ни в одной из множества сувенирных лавок оплату за понравившийся магнитик картами у нас не принимали. Единственный обменник был закрыт (сеть этих обменников была банкротом), а банки не работали, так как было воскресенье. Нам сказали где-то на автовокзале должен быть работающий банкомат, но настроение было уже изрядно подпорчено и заморачиваться с обменом и возвращением назад мы не стали.

6. И вновь пешеходная улица Йонаса Басанавичюса и костёл Девы Марии в неоготическом стиле (1897—1907),
построенный по проекту шведского архитектора Страндмана, самое высокое здание Паланги (76 м).



7. Шикарный песчаный пляж Паланги в середине мая пуст.


8. Зато большое количество людей наблюдалось на пирсе, преимущественно это были рыбаки.


   В Клайпеде решили не останавливаться, время уже поджимало, а по отзывам Клайпеда не самый интересный город Литвы, решили больше внимания уделить косе. Заехали лишь в самый крупный и известный торговый центр Клайпеды — Акрополис, где наконец-то поменяли деньги и в Maxima пополнили запасы провизии. Из Клайпеды на косу за 46 лит (40 лит - автомобиль, и по 2.90 лита за каждого пассажира) паром нас доставил на Куршскую косу. Первым делом мы конечно же немного прогулялись по пешеходным дорожках. На косе они выполнены деревянными настилами. Сразу же Дима был атакован нагловатыми воронами, в результате приняли решение булку отдать им...

9. Первые шаги по косе.


   4,5 часа на литовскую часть косы казалось не слишком большим временем, минут черз 20 направились на северную оконечность, где нас ждали местные достопримечательности. К сожалению морской музей в крепости к этому времени был уже закрыт. Но мы осмотрели этнографическую морскую деревню и экспозицию морских судов под открытым небом.

10. Экспозиция морских судов, Куршская коса, Клайпеда, Литва.


   По пути сделали несколько остановок — в дюнах, на смотровой площадке на месте выгоревшего в 2006 году леса, на Горе ведьм. Обо всём этом я конечно же ещё расскажу и покажу, сейчас ограничусь лишь небольшой выборкой фотографий. Например фото с Горы ведьм близ Юодкранте. Склоны горы заросли вековыми соснами, а к вершине 42-метровой дюны ведет извилистая тенистая тропа. В 1979 году литовские народные мастера — резчики по дереву и кузнецы — впервые собрались в творческом лагере на косе. Они создали 25 скульптур. На следующий год — ещё один слёт, ещё через год — третий. До сих пор почти ежегодно сюда съезжаются мастера, реставрируют старые скульптуры, создают новые.

11. Гора ведьм, хотя это вроде и не ведьмы вовсе... здесь, на фото... но и ведьмы там тоже были)))


12. Песчаная дюна на литовской стороне косы, закат...


13. Солнышко, зачем куда-то спешить?...


14. Переночевав в Ниде на следующее утро совершили небольшую прогулку по этому курортному городку.


15. Возле Ниды ближе к российской границе поднялись на обзорную площадку к солнечным часам.


16. Уже после пересечения границы на русской территории отведали местной копчёной рыбы (морского
окуня и сёмги), Димка сначала её категорически не принимал, но потом она ему очень даже понравилась! ;-)



17. Техническая остановка после прогулки по песчаным дюнам :-)


   Изюминкой русской части Куршской косы конечно же стала остановка в «Танцующем лесу», участке необычного соснового леса, посаженного в начале 60-х гг. XX в. на дюне Круглой. В этом лесу сосновые деревья имеют странную и причудливую форму. Учёные до сих спор не дают ответа в следвтии чего у деревьев получились такие формы. К сожалению до наших дней дожили не все деревья. В результате фотосессий "с жирными тушками туристов" несколько особенно интересных деревьев потеряли кору и погибли. В настоящее время некоторые фотопанорамы из интернате в действительности уже не увидеть. Хранители стараются сохранить оставшийся лес, огораживают самые причудливые стволы ограждениями, делают специальные тропы-настилы для туристов.

18. «Танцующий лес» в наши дни.


   К сожалению «Королевский бор» и орнитологическую станцию «Фрингилла» мы осмотреть не успели. Димка подустал от частых остановок и не захотел прогулки, плюс ко всему произошло ДТП о котором я писал выше. Настроение было подпорчено и мы направились в следующий город нашего маршрута — Светлогорск. Светлогорск — это город-курорт на берегу Балтийского моря в Калининградской области в прошлом носивший название Раушен. Немецкий и прусский курорт ещё со времён короля Фридриха-Вильгельма IV. До наших дней город сохранился достаточно интересным и приятным для прогулок. В настоящее время центр Светлогорска закрыт для въезда автомобилей приезжих туристов. На всех кроме одной улиц висят "блины". Мы эту единственную открытую дорожку не нашли и под страхом штрафа вопреки ПДД въехали под знак, попав прямо к набережной.

19. Башня водолечебницы — главный символ города.


20. Солнечные часы на Променаде (набережной Светлогорска).


21. Весьма приличное кафе «Для друзей» на пересечении улиц Ленина и Октябрьской, где мы втроём вкусно и сытно отобедали.


   К вечеру приезжаем в Калининград, где нас уже ждут друзья. Хочу отметить автомобильное движение в городе нас сильно удивило. В первую очередь оно в Калининграде хаотичное, на многих интенсивных перекрёстках светофоры даже не установлены в результате чего образуются пробки на ровном месте. Во-вторых, я немного не ожидал таких проблем с парковкой. Наш район по сравнению с Калининградом простой райский уголок. Не пройти, не проехать!

22. Главная достопримечательность Калининграда — Кёнигсберский собор (собор Канта), где собственно и захоронен сам Кант.


   В целом Калининград нас немного разочаровал. Видимо мы ожидали увидеть большего, больше сохранившихся и исторических зданий. Но город после войны не сохранился. Сейчас это скорее современный город по типу советского.

23. Рыбная деревня на берегу Преголи, современная стилизация под старинные здания.


24. По совету наших калининградских друзей посетили Форт №5, сейчас его реставрируют, проводят в нём реконструкции и экскурсии.


   По пути дальше в Беларусь на трассе А229 проезжаем в Черняховск, специальную прогулку по городу не совершаем, только фотостопы в понравившихся местах.

25. Конный памятник Барклаю-де-Толли, думал исторический, а он оказывается новоделом, открытым всего лишь 31.03.2007.


26. Католический костел им. Святого Бруно в Черняховске.


   По пути из Калининграда в Друскининкай, где у нас была запланирована очередная ночёвка, заехали в припограничный польский городок Голдап, немного в нём погуляли и чутка отдохнули. Городок маленький, население чуть больше 15 тысяч человек. Местных денек нет, карты не принимают, погуляли по парку осмотрели местную церковь и двинулись дальше.

27. Небольшой парк, или даже сквер в центре города с фонтаном и мостиком Диме понравились.


28. Магистрат (городская ратуша) в Голдапе.


   Попетляв по узким польским дорогам с радостью вернулись в Литву, очередной точкой нашего маршрута стал Друскининкай. Друскининкай - курортный (грязевой) город на юге Литвы, славится своими лечебницами. Кроме природной тишины и спокойствия других достопримечательностей в городе нет. Традиционно есть пешеходная улица, аквапарк, городские парки для прогулок. А что ещё нужно?

29. Поющий светомузыкальный фонтан в Друскининкае.


30. Вечерняя прогулка вдоль озера Друсконис.


31. Останавливаться нельзя, следующий город — Гродно, вид на реку Неман с Замковой горы.


   О прогулке по Гродно я расскажу отдельно, к сожалению она получилась совсем непродолжительной. Да и плюс ко всему минут 40 у нас ушло на обмен денег (посылая лучи гнева в адрес местного Райфайзенбанка, так организовывать работу нельзя...)

32. Фарный костёл Святого Франциска Ксаверия на Советской площади в Гродно.


   Ближе к вечеру приезжаем в Брэст. В Беловежскую пущу решаем в этот день не заезжать, Дима устал, лучше вечером погуляем по Брэсту в прохладе, а на следующий день самое жаркое время провести в пуще. Решение оказалось единственно верным.

   Беловежская пуща — наиболее крупный остаток реликтового первобытного равнинного леса, который, согласно современным представлениям, в доисторические времена произрастал на территории Европы. Постепенно он был вырублен, но в относительно нетронутом состоянии в виде крупного массива сохранился только в Беловежском регионе на территории современной Беларуси и Польши. Территория пущи огромна, да и не во все её части есть свободный доступ. Как правило для осмотра пущи используют велосипед. Для велосипедистов проложено несколько маршрутов различной протяжённости. Велосипед можно привести с собой, либо взять на прокат. Так как мы были с Димой, и прикинув силы (Димы) ограничились осмотров вольеров с животными и музеем природы. Вход к вольерам и в музей платный, но стоимость символическая, 10000 и 15000 белорусских рублей соответственно. Вольеры наверное одни из лучших образцов организации правильного зоопарка, здесь животным спокойно и просторно.

33. Кабаны и маленький кабанёнок.


   Музей природы представляет флору и фауны Беловежской пущи. Если сравнивать его например с музеем Дарвина в Москве, разница разительна. В музее Беловежской пущи всё построено гармонично и правдоподобно, различные сценки из животного мира гармонично сливаются воедино, вся картина искусно оформлена с участием деревьев, звучат звуки природы, действительно создаётся эффект присутствия (для Димы точно! :-)))

34. В музее природы, Беловежская пуща.


   О Брэсте и Брестской крепости обязательно будут отдельные фоторассказы.

35. В Брестской крепости...


36. Брэст, Савецкая улица.


37. Есть в Бресте и своё таинство (как например развод мостов в Петербурге) собирающее массу туристов, это зажжение керосиновых фонарей на Советской улице.


   А обратная дорога оказалась не такой интересной. По пути сфотографировали пару церквей/костёлов. Хотели заночевать в Витебске, но не оказалось свободных номеров ни в одной из гостиниц города. Газпром устроил какой-то праздник, назвал артистов и собрал кучу народа для гуляний. Понадеялись на Полоцк, но и там та же картина. В результате махнули домой. Почти 1300 км за раз, тяжко, не нужно так больше делать... Зато вернулись рано и успели разобрать вещи и подготовиться к новой рабочей неделе.

Традиционный трек поездки.



Бортовой журнал поездки:

Часть 1. Поездка на Куршскую косу, в Калининград и Брест;
Часть 2. Гора Крестов;
Часть 3. Шауляй;
Часть 4. Паланга;
Часть 5. Куршская коса, литовская сторона;
Часть 6. Куршская коса, гора Ведьм;
Часть 7. Нида, Куршская коса;
Часть 8. Куршская коса, российская сторона;
Часть 9. Солнечный Светлогорск;
Часть 10. Калининград, форт № 5;
Часть 11. Калининград, интересные места в городе;
Часть 12. Калининград, прогулка по центру города;
Часть 13. Черняховск, Калиниградская область;
Часть 14. Голдап, небольшой польский приграничный городок;
Часть 15. Друскининкай;
Часть 16. Гродно;
Часть 17. Беловежская пуща;
Часть 18. Прогулка по Бресту;
Часть 19. Брестская крепость;
Часть 20. Брест, керосиновые фонари на Советской улице.
.
Tags: 2013, Беларусь, Беловежская пуща, Брест, Голдап, Гродно, Друскининкай, Калининград, Калининградская область, Клайпеда, Куршская коса, Литва, Нида, Паланга, Польша, Светлогорск, Шауляй, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments